Антикритика

Григорий Заславский стал объектом чёрного пиара.  

На ум приходит детская считалочка: четыре чёрненьких чумазеньких чёртенка чертили чёрными чернилами чертёж.…  Ещё вчера был обычный уровень черноты, а сегодня вдруг зашкалило! Что случилось? Кто выдал  ведро чернил? Какой комиссар приказал чуме чертыхаться? 

Как пошутил один мой коллега: за такой пиар (цвет неважен) обычно платят не меряно, а тут и никаких денег на рекламу Г. Заславскому не надо.

Если кто-то считает, что это разоблачение героя, увы, господа, огорчу, — это саморазоблачение группы лиц. Отвечать на инсинуации и оскорбления бессмысленно. Я бы на месте Григория, пожалуй, подала в суд против тех, кто ест с ножа. Но можно ли выиграть процесс против нравов  — ещё вопрос. Первые, слабые подозрения в том, что Ассоциация театральных критиков —  род круговой поруки, полностью подтвердились. 

Удивительно как долго хоронил своё мнение конспиратор г-н Ситковский, какая вьюга ненависти таилась за пазухой,… лет этак двадцать ждал, чтобы глубокой майской ночью 2016 года вылить ведро чернил на Григория Заславского, которого выдвинули на пост ректора ГИТИСа.

Вот читаем:

» <…> репутацию подлеца Григорий З. заслужил лет 20 назад и с тех пор регулярно ее подтверждал«.

(Пост на ФБ от 20 мая, https://www.facebook.com/gleb.sitkovskiy?fref=ts)

Гнев — продукт скоропортящийся, иначе получается «правда с душком», как знаменитая осетрина второй свежести.

Стоит ли говорить, что когда-то именно Заславский пригласил на работу в редакцию того же Г. С.? Стоит ли напоминать, что именно наш истец был и другом и товарищем, бывало, не раз Глеб приезжал на дачу, снимаемую семьей Гриши на Клязьме, ехал не близко, дружил с домом. Напомню хулителю, что вот у Гриши и Оксаны  дочка Ася выросла, Глеб её должен помнить, маленькая рыжая очаровашка бегала, а сейчас знаю, читает хулу про отца и взрослеет не по дням, а по часам, вот ведь, оказывается, какими бяками могут быть бывшие друзья.

Дааа, дядя Глеб!

Судя по письму, недобрые чувства к другу зародились как раз в ту пору, когда Григорий не сработался в НГ со своим товарищем.

К числу запоздалых троллей вдруг прибавился переводчик Владимир Колязин. Человек, по общему мнению, задумчивый, тихий, не скандальный и вдруг: трамтарарам — открытое письмо на имя главного редактора НГ.  («Экран и сцена» 22 мая 2016).

И не идёт ему это письмо, не к лицу как-то… кто же пишет протест в искательном стиле, словно бы автор извиняется перед всеми, заискивает, ищет обтекаемые слова?

«Я думаю, что решение Григория Анатольевича — частная инициатива, от которой руководству газеты следовало бы дистанцироваться»

Или…

«Мне остается надеяться, уважаемый г-н редактор, что Вы разделяете мои опасения и не допустите проявления цензуры»

В таком согбенном тоне протесты не пишутся.

Видно, как В. Колязин смиренно  правит текст, чтобы письмо не выглядело кляузой… увы, получилась всё-таки кляуза, вышла сутулая просьба, а не бросок на абордаж.

Текст словно постанывает от перегрузки. На деле же, наш борец оправдывается перед Ассоциацией, что вот-де принёс всем неприятности.…

Виноват-с…

» Я как немолодой историк вошёл в ассоциацию молодых критиков, чтобы в меру способностей быть им полезным…»

К чему слова о том, что автор не юн и вступил куда-то, по таким-то и таким-то причинам, никто и не спрашивал  Колязина о том, почему и куда он вступил.

И не такая уж молодёжь собралась в том пионерлагере.

Наконец, если мы так уж печёмся о состоянии морали, то может, стоит тогда напомнить господину моралисту, что  нельзя использовать  частную переписку без разрешения, что порядочные люди не предают приватное  огласке, не вытирают руки о шторы.

Думаю, что реальное дело было менее ярким: упомянул где-то о своей досаде наш фигурант, чиркнул слушок по трубам ассенизации, попробовали на зуб фальшивую монету, годится, и выкрутили руки обиженному, — кинули на баррикады пиара. Раскрыл он утром газетку, а там, ну и ну! Протест! Открытое письмо! Булыжник — оружие пролетариата!

В бой, дорогой товарищ  Че…

Одним словом, вышел конфуз  — одинокий пикет немолодого человека с куском несвежей осетрины во вскинутой руке.

Ещё о руке.

Каркнули где-то, что Григорий Заславский — нерукопожатный. И сослались на автора данного эпизода расширения русской речи, на И. Н. Соловьеву, так ведь, не к ночи будет сказано, что кое для кого и сама госпожа Соловьева тоже нерукопожатна. И упомянутый Михаил Козаков, был  записан  когда-то театральным сообществом в чёрный список за своё публичное признание  в том, что содействовал КГБ. Выходит и Козаков был нерукопожатный? А Смелянский А. М.? Да, человек талантливый, да, заметное лицо современного театра, но, скажи ему какой-нибудь провинциал-неофит: «Я пришёл к Вам в кабинет, как к высшему моральному авторитету!», — не поверит ему Анатолий Миронович, уверена, не поверит…

Что ещё?

Кто там стоит в пикете с куском осетрины?

А! оказывается, всемогущий  Заславский разорил целый Зубовский институт.

Так может быть стоит обличителю внимательнее прочесть статью Григория в НГ, направленную как раз на защиту института, а не мусолить его ироничную реплику по поводу неудачной презентации? Ведь если почти дословно процитировать г-на Заславского, то он писал, что, несмотря на неудачную презентацию, и речи быть не может о закрытии института. Но истина – трудоёмкий процесс.

Наконец, пресловутый картельный сговор «Кока-Колы» против «Пепси» под именем «Золотая Маска», о которой давно льёт слезы антимонопольная служба, если бы такая институция была в нашем цехе.

Если социализму пришёл конец, если на дворе стоит капитализм, то загляните в первый закон: нельзя лишать конкурентов шансов на рынке сбыта: равенство возможностей — святыня общественного договора и прочее и прочее.

Именно эти постулаты и была призвана порушить «Золотая маска»: корпоративный сговор, с помощью которого долгие годы осуществлялась фиктивная ротация экспертного совета и перекраивалась карта театральной России в угоду интересам неизвестных бенефициантов. Заславский  критиковал «Золотую маску» лет этак пятнадцать, и в течение всего этого времени его никто не упрекал, ему никто не возражал. Даже аплодировали про себя. А вот сейчас, он, бац, тарарам, подлец такой, развалил, наступил, всё поломал.

А может быть, не развалил, а разворошил осиное гнездо?

Ах, да, ещё он продался Минкульту…

Между тем в одной из комиссий Минкульта до прошлого года благополучно заседал тот же г-н Ситковский, который вполне себе закрывал одни проекты, и поддерживал другие. Голосовал. Соглашался. Возражал. Заседал. Расписывался. Поднимал голос. Сотрудничал. Но никто не спешит ему бросить: «продался».

Слышу ропот: так ведь он же хороший! Он же наш!

«Наш», конечно, сотрудничает, а вот «не наш» Заславский в этом же кабинете, на том же этаже, в то же самое время,  он — «продаётся».

Да! ещё одно лыко в строку — слушания по прессе.

Об этом выразился г-н Зинцов и тоже использовал слово «подлец», но вот – парадокс, когда позвали на ТВ дискутировать О. Зинцова с Заславским, то в эфир с негожим он спокойно сел. Поучаствовал лицом. Вдруг ситуация переменилась — теперь воюем с Остазией! (Читай Оруэлла), теперь велено бумажку на трибуне сменить, в карман её, и припомнить слушания по прессе.

Так вот, оратору из министерства Правды и невдомек, что именно Г. Заславский убедил Минкульт РФ провести те пресловутые слушания, именно он убедил сделать их публичными, а не принимать закулисные решения. Ему и поручили вести эту встречу. Оглянись, незнакомый прохожий! Кому-то тогда не дали слова? Кому и что затыкали на той встрече? Наоборот – раздухарились, журнал, имевший дотацию почти в 7 миллионов рублей с тиражом в 1500 экземпляров, мог бы вести себя на тех слушаниях и скромнее, при таком-то финансировании и полной поддержкой СТД РФ.

Никто эту малотиражку не закрывал.

Никто о журнал ноги не вытер.

Деньги СТД выделяются,  пирог — в кабинете у председателя, вежливо постучите, можно?  и просите средства у г-на Калягина. Он хороший.

Судите сами, пока Минкульт РФ обеспечивал сладкую жизнь проектам картеля, то Минкульт был хорошим, а когда Минкульт вдруг стал  перераспределять деньги, обсуждать суммы, включил свет в темноте, и  принялся давать деньги в разные руки, то стал очень, ну, очень плохим.

Короче, реакция чёрного пиара на новости в ГИТИСе — это диагноз.

Есть ли возможность восстановления здравого смысла?

Надеюсь, всё-таки есть. 

Вот  Елена Гремина написала человеческий пост в ФБ.

… Я хочу продолжить то, что начала Елена и напомнить, что именно Заславский неоднократно заступался за людей, находившихся в отчаянном положении. Достаточно вспомнить, как он спасал арестованного Андрея Лучина. Никто из коллег не проронил ни слова, а над Гришей ещё и посмеивались, а он взял и помог человеку. Легче возмущаться риторически 1937 годом, а вот не допустить нового 1937 года требует мужества от граждан.

Это мужество есть у Григория Заславского.

Я очень надеюсь, что общее собрание ГИТИСа поддержит Григория Анатольевича Заславского.

Я видела, как он старался спасти своего школьного друга, поэта, который спивался. Я видела, как Гриша страдал и вёл ночные разговоры, советуясь, что же можно сделать. Ездил, разговаривал с ним. Он забил тревогу и звонил родне. Не получилось… смерть оказалась сильней.

Я могу подтвердить вслед за Греминой, что он искал и собирал деньги на лечение драматурга Вадима Леванова.

Он отзывался на театральные инициативы, которые не давали ощутимого пиар-эффекта, старался и старается очень многим людям помочь, и мало известным, и весьма известным, которые тоже нуждались в поддержке иногда.

Только его помощь застенчива, не напоказ.

Заславский чуток к талантливому.

Делал ли он ошибки? Делал. Иногда я сама ссорилась с ним. Но люди взрослеют, меняются, и я уверена, что он справится с ситуацией.

Почему мною  всё это перечисляется? Ещё и потому, что в комментариях поста  Греминой оскорбительно иронизировали, что де фашисты тоже любили свои семьи. Договорились до фашизма! Ну и ну, Заславскому, отцу трёх детей, пытаются сделать наколку со свастикой.

Так вот, способность сочувствовать, принимать участие в жизни другого,  есть не просто достойное качество, а качество, необходимое руководителю.

Прислушаются ли? Не думаю…

Чёрная пиар-кампания продолжится. И чем больше чернил выльют, тем вероятнее, что сработает обратный эффект… перепачкаются, изгваздаются, сами обуглятся до чёрноты…