Антикритика

Установить приоритеты иногда непросто, но попробуем.

Сообщение от 28 октября сего года: «В Петербурге в эти дни проходит первый Форум независимых театров. На различных городских площадках ведутся дискуссии о том, сложно ли сегодня жить альтернативному искусству…» (http://www.1tvspb.ru/event/V_Peterburge_prohodit_Forum_nezavisimih_teatrov_Kak_zhivetsya_segodnya_al_ternativnomu_iskusstvu_/).

Отметим ещё две цитаты из этого репортажа: «Независимые театры можно назвать трендом современной театральной жизни…» и «частные труппы существуют чаще всего на негосударственное финансирование». Но к этим темам вернёмся позже, а пока – о приоритетах.

Официальная информация от 16.11.2016:

«Форум независимых театров пройдёт в Москве

Первый Форум независимых театров, который объединит десятки частных трупп из регионов России, состоится с 17 по 20 ноября в столичном «Гоголь-центре». Цель мероприятия – консолидация, обмен опытом и изучение частной театральной инициативы» (http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/ministerstvo/detail.php?ID=1232569&t=sb). С одной стороны, если по календарю, октябрь приходит раньше ноября, а с другой – кто у нас ведает патентами? надо полагать, орган власти, а информация от 16.11 выложена под заголовком «Новости Министерства»; значит, кого назначили первым, тот им и будет.

Другое дело, не очень понятно, что это у нас за Тянитолкай по имени Минкульт – пока одна голова хочет поспособствовать «частной театральной инициативе», другая, наоборот, стремится извести эту инициативу на корню, лоббируя проект Закона о меценатстве, по которому льготному налогообложению подлежат лишь те, кто спонсирует «государственные учреждения культуры» (помните? «частные труппы существуют чаще всего на негосударственное финансирование»). То ли у них там – раздвоение личности, то ли всё строго по графику (по чётным за, по нечётным против). А может, приходится делать вид, будто чиновники всячески поддерживают «тренд современной театральной жизни»? Ладно, это песня не о Минкульте, а о Форуме (московском).

Ещё один анонс, на сей раз – от организатора: «С 17 по 20 ноября в «Гоголь-центре» состоится Форум независимых театров России. Цель этого мероприятия – собрать самые яркие частные театры из российских регионов и поговорить о проблемах и опыте существования подобных инициатив в современном культурном пространстве. В программе Форума – несколько спектаклей из разных городов России, мастер-классы, питчинги и круглый стол «Частный театр в России: опыт выживания». Программа разработана «Гоголь-центром» вместе с театральным критиком Павлом Рудневым» (http://gogolcenter.com/news/details/gogol-czentr-vozvrashhaetsya-posle-kanikul). За главными специалистами по частным театрам, как видите, дело не стало: один, как известно, трудится в МХТ, а другой… другой решил поделиться личным, так сказать, опытом: «Я тоже прошёл все стадии независимого театра. Сначала в ростовском университете, потом на съемных площадках, работая бесплатно и все создавая своими руками. Затем возникла «Седьмая студия» из моего курса в Школе-студии МХАТ. И я принял неожиданное для всех решение уйти в свободное плавание. В течение нескольких лет мы жили партизанским образом, сражались за жизнь, таскали какие-то лампы по помойкам, чтобы делать спектакли. Когда появились могущественные друзья, нам предложили пойти в бывший театр им. Гоголя» (http://www.ng.ru/culture/2016-11-21/10_6864_forum.html). В бывший, ага… после общения с «могущественными друзьями» в памяти Кирилла Семёновича, похоже, появились некие провалы. А про свой «опыт выживания», интересно, он всё рассказал? Не забыл, что его «Седьмая студия» быстренько встала на «Платформу» («Совместно с Центром современного искусства «Винзавод» Седьмая студия начал проект «ПЛАТФОРМА»», http://teatr-live.ru/2011/10/sedmaya-studiya-mxt/) и добежала до «крантика»: «МОСКВА, 28 фев – РИА Новости, Анна Загородникова. Экспериментальный проект «Платформа», ранее претерпевавший трудности с финансированием, в следующие три года будет существовать за счет государственных субсидий в размере около 60 миллионов рублей в год, сообщил РИА Новости на пресс-конференции во вторник известный режиссёр и художественный руководитель проекта Кирилл Серебренников.

Как рассказал режиссёр, ранее организаторы «Платформы» обратились с просьбой о финансовой поддержке к главе страны Дмитрию Медведеву.

«Он взял и подписал документы, которые мы подали, и очень отзывчиво отнёсся к нашему экспериментальному проекту. Мы очень благодарны за поддержку. “Платформа” будет получать субсидии в течение трёх лет. Это около 60 миллионов рублей в год», – сказал Серебренников» (https://news.mail.ru/society/8219563/). Что ж, как говорится, не имей сто рублей, а имей пару-тройку друзей, всем бы так… при столь могущественных «друзьях» можно реализовать любую «частную инициативу», как же иначе. Но не будем считать казённые деньги, отметим лишь, что «частный театр» в России – совсем не обязательно «частный» и отнюдь не всегда «театр» («Все больше и больше объединений становятся первооткрывателями и создают невообразимые для регионов, особенно для маленьких городов, события – читки пьес, обсуждения спектаклей, показы документальных фильмов, театральные лаборатории и фестивали», http://www.teatral-online.ru/news/17054/). Интересно, а за чей счёт проводятся фестивали? «Могущественные друзья» помогают? Или доходы от нетеатральных проектов позволяют? Положим, на «показах документальных фильмов» много не заработаешь (и на платных лекциях «столичных гостей» – тоже), но границы театра можно раздвинуть ещё шире, обучая желающих макраме, дзюдо или бухучёту. Хватит ли выручки, чтобы покрыть расходы? На читки, наверное, хватит, а вот на спектакли – не факт: овёс (в смысле, театр) нынче дорог. В общем, хочешь–не хочешь, а без приключений не обойтись; как же тут не вспомнить классику приключенческого жанра?

Из Википедии: «В своих произведениях он [Жюль Верн]  предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты. А также: 

  • Электрический стул.
  • Самолёт…
  • Вертолёт…
  • Полёты в космос, в том числе на Луну.., межпланетные путешествия…
  • Видеосвязь и телевидение…
  • Строительство Транссибирской и Трансмонгольской магистралей.., а также тоннеля под Ла Маншем…
  • Самолёт с переменным вектором тяги…
  • Принципиальную проходимость Северного морского пути за одну навигацию…»

Ну, знаете ли… разве только Жюль Верн предсказал самолёт и электрический стул? Нет, нет, не в этом проявился провидческий дар знаменитого автора! А в чём? 

Подсказываю:

«Третий день форума независимых театров. Слушали и общались с критиком и арт-директором ЦИМа Еленой Ковальской. Любопытные мысли и выводы…» (https://www.facebook.com/artem.baskakov.16/posts/1399512333407358?__mref=message_bubble). Мыслей и выводов ровно 9 – как зевсовых дочерей, в просторечии именуемых Музами. К сожалению, г-жа Ковальская не называет их имён, только дефисы (возможно, для конспирации).

Мысль-вывод № 3: «Гранты очень важный способ получения средств на творческую деятельность. Нужно знать все сроки всех возможных грантов и стараться успевать подавать на них».

Теперь вы поняли, в чём Жюль Верн превзошёл всех прочих предсказателей? Конечно! самое удивительное его предсказание – Дети капитана Гранта.

Гранты (как и патенты) раздают в министерствах и иных казённых структурах. Отслеживать в принципе можно и по Интернету, но гораздо лучше иметь свою агентуру на местах; у бывшего министерского эксперта г-жи Ковальской есть, конечно, свои тайные тропы, но эта информация, естественно, разглашению не подлежит. Что же предлагается взамен? Просто фантастика (Муза под дефисом 6): «В Минкульт не надо бояться заходить. Смело идёшь, на вопрос охранника «Вы кто?» отвечаешь «Я налогоплательщик» и смело идёшь вперёд». Рискнёте последовать этому совету? Для верности рекомендую надеть глухой платок типа хиджаб, а руки держать за поясом – это даст вам дополнительный шанс, охрана может дрогнуть и разбежаться, и там, где простого налогоплательщика выпрут взашей, перед человеком в хиджабе, не исключено, откроется зелёная улица. Ну, а если кто-нибудь откроет огонь на поражение – значит, не повезло, но не надо отчаиваться, на место выбывших детей Капитана Гранта немедленно заступят новые искатели приключений. Как говорит Муза под дефисом 8, «Театр создаёт доверие между людьми», так что доверьтесь г-же Ковальской и идите вперёд.

Признаться, раньше я был уверен, что г-жа Ковальская верит в то, что говорит, а тут засомневался что-то. Допускаю, она искренне уверена, что коровы летают, «пьеса – любой текст, обозначенный автором как пьеса» (а если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол» – значит, это буйвол), «эксперимент, поход в неведомое, создание ещё никем не создававшегося – и есть суть искусства» («цель – ничто, движение – всё»), а «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» – апория (т.е. утверждение, логически, вроде бы, верное, но в реальности ложное). Допускаю, да – бывает, не повезло человеку с учителями, а лапша в таких случаях сама собой к ушам прилипает… Но уж в то, что г-жа Ковальская всерьёз считает, будто по паролю «налогоплательшик» вас пустят в охраняемое госучреждение, согласитесь, поверить трудно. Впрочем, бывает… смог же один юный капитан (не Грант) приплыть в Африку вместо Америки, а американских путешественников занесло на воздушном шаре вовсе незнамо, куда… Выходит, Жюль Верн предусмотрел и такие варианты, а это покруче, чем электрический стул.

Ладно, уговорили, будем исходить из презумпции невиновности. Допустим, г-жа Ковальская искренне верит в то, что говорит, но говорит-то она о предмете, о котором не знает решительно ничего (примеры, приведённые немного выше, к сожалению, не оставляют места для сомнений). Спрашивается, каким образом наивная сектантка вдруг оказалась востребованным лектором? Вот она учит чему-то студентов… вот она уже в Школе театрального дилера… в «Манеже»… в лекционном проекте «Театр-XXI»… на Форуме независимых театров России… В общем, перебегает с места на место, как и подобает «гонимым» («Сколько их! куда их гонят?») Что за прелесть эти лекции, в некоторых случаях понятно даже по «зазывалочкам». Пример: «В годы Персидских войн театр служил грекам поводом для встреч. Они съезжались из разных уголков страны в Афины, чтобы провести день в амфитеатре и таким образом отпраздновать своё единство. Театр был искусством встречи в момент своего рождения. Таким театр был в моменты своего наивысшего взлёта. Где сегодня делают такой театр в мире и где его искать в Москве? Об этом слушатели узнают на лекции Елены Ковальской» (http://moscowmanege.ru/ru/sovremennyj-teatr-kak-iskusstvo-kommunikacii/). Положим, войны, которые имеются в виду, назывались не Персидскими, а Греко-Персидскими, да и вообще неплохо бы кое-кому почитать учебник истории прежде, чем делать подобные заявления о «Единой Греции» (представьте, как греческие солдаты с поля боя срываются в Афины, чтобы вломиться в театр, прогнать актёров и отпраздновать своё единство… пожалуй, к утру следующего дня трезвые персы парадным маршем дошли бы, как минимум, до Олимпа).

Между прочим, одна из лекций г-жи Ковальской называлась «Что оставить дома, собираясь в театр?» Вот уж несложный вопрос! Отправляясь в театр, лучше всего оставить дома все «познания», почерпнутые из лекций г-жи Ковальской.

А равно из просветительских программ других детей Капитана Гранта.

Координаты острова, где живёт Капитан, дети знают. Увы! сколько ни кричи «Налогоплательщик!», чужих на этот чудо-остров всё равно не пустят.

Можете, конечно, попробовать, но лучше не рисковать.

И одеть кепочку. С защитным козырьком от лапши. На всякий случай.

Вне зависимости от того, верит ли сам распространитель в райское наслаждение при употреблении воспеваемого им До-Ширака.

Главное – помнить: если лекторы зажигают – значит – это кому-нибудь нужно.

Не будем уточнять, кому, чтобы не огорчать детей, кем бы ни были их родители – лейтенантами, капитанами или кем-нибудь ещё.

Эх, дети, дети…