Антикритика

Напуганная обвинениями в укрофилии, директор Таганки Апексимова всю осень пыталась на словах доказать свою лояльность Власти, СВО и т.д.: раздала несколько интервью различным изданиям, засветилась в патриотических шоу на ТВ, отметилась конъюнктурными высказываниями в соцсетях и видеохостингах, умудрилась попасть в «списки артистов, поддержавших СВО». Что же на деле? А на деле — 19 декабря на Таганке  должна была представлять «Вениамина» писательницы Улицкой и режиссера Горвиц Лия Меджидовна Ахеджакова.  Впрочем, похоже на данный момент гастроль отменена, потому что очень сильно запахло скандалом.

Тем не менее, 50 минутный русофобский опус  режиссера М.Горвиц по пьесе П.Пряжко «Урожай» продолжает неизменно провально и убыточно идти в репертуаре Таганки. Излишне упоминать: и Горвиц, и Пряжко  — противники СВО. Горвиц еще в апреле подписала письмо в защиту сбежавшего за границу и присужденного к административному наказанию драматурга М.Дурненкова, публично пожелавшего в соцсетях поражения российской армии на Украине.  

В свою очередь, один из ближайших соратников М.Дурненкова, такой же противник СВО, Ю.Муравицкий назначен на апексимовской Таганке главным режиссером, поставил уже два спектакля: «Лё Тартюф» с гомосексуальным и сатанинским подтекстом и «Вишневый сад» в довольно фривольной трактовке Классика, и занят в данный момент постановкой своего третьего предполагаемого апексимовского «хита»  — «Черная кошка, белый кот» по фильму Э.Кустурицы, премьера которого анонсирована в январе.

Скандальный низкохудожественный русофобский спектакль «Дон Кихот» авторства побывавшего под стражей за антироссийский экстремизм драматурга А.Житковского в режиссуре противника СВО Д.Хусниярова продолжает ежемесячно присутствовать в репертуаре апексимовской Таганки, несмотря на широкое возмущение общественности и жалобы в соответствующие инстанции. Второй русофобский спектакль Житковского, поставленный несколько лет назад на Таганке противником СВО и подписантом письма за Дурненкова Д.Чащиным «Горка», правда, снят с репертуара, но по причине увольнения актера, сбежавшего от мобилизации, а не по соображениям «совести» или «патриотизма» директора Апексимовой.

Еще один публичный противник СВО, выгнанный с поста худрука театра Виктюка Д.Азаров, вновь нашел приют на апексимовской Таганке с уже вторым спектаклем сомнительной художественной ценности. После идущей второй сезон со стабильным неуспехом «Снегурочки» с дочкой Апексимовой Д.Николаевой (псевдоним — Д.Авратинская) в главной роли, Апексимова доверила Азарову выпустить в сентябре месяце этого года еще одну премьеру — жертвой коллективного «таланта» «успешных» директора и режиссера стала «Конармия» Бабеля.  Длительность спектакля, стоимость которого приближается к стоимости элитных иномарок, составляет чуть более часа. Текст Бабеля здесь танцуют. Это хореографическая часовая композиция. Беззубая, бессмысленная, местами, надо признать, красивая. В то время, когда население страны собирает деньги бойцам на самое необходимое на фронте, на апексимовской Таганке народные деньги тратятся на убыточные и имеющие сомнительную художественную и нулевую идеологическую ценность постановки антироссийских режиссеров.  

Безотносительно к идеологии, по поводу «успешности» директорства Апексимовой возникает вопрос к Депкульту Москвы: несколько миллионов государственных денег на постановку длиной в час или меньше («Урожай», «Конармия») — это нормальная пропорция?  К тому же, если залы на эти постановки полупустые?

Излишне напоминать, что главную роль в «Конармии» играет снова дочь директора Д.Николаева (Авратинская). Здесь же она заявлена уже и как «ассистент режиссера». Согласно информации на сайте Таганки «ассистентом режиссера» она заявлена еще и в обоих спектаклях Ю.Муравицкого. Похоже, что Муравицкий приставлен к дочери директора в качестве куратора-наставника и, в скором времени, дочь Апексимовой начнет самостоятельное режиссерское плавание в стенах подведомственного матери учреждения, а там —  и до худрука Таганки недалеко. Кто-нибудь остановит, наконец, неуёмную материнскую любовь на деньги налогоплательщиков? 

Кстати, о матери. В качестве «новогодних ёлок» в этом году на Таганке ожидается (цитата): «Новогодняя сказка «Снежная королева» с симфоническим оркестром под руководством дирижёра Дениса Кирпанева. В сопровождении волшебной музыки Петра Ильича Чайковского и Эдварда Грига, вы услышите уникальный бархатный тембр Ирины Апексимовой».

Итак, в разгар СВО, когда все должно быть направлено на нужды Армии, в разгар широкой национальной дискуссии о необходимости отмены новогодних увеселений в контексте происходящих военных действий из уважения к их участникам и жертвам, на апексимовской Таганке очередные государственные сотни тысяч рублей будут потрачены на не имеющую никакой патриотически-нравственной ценности музыкально-литературную композицию, удовлетворяющую личные актёрские амбиции директора театра Апексимовой И.В. Сколько будет идти по времени это мероприятие? Снова час? В какую сумму выльется для налогоплательщиков — неизвестно, но  декорации — костюмы — свет — звук, даже минимальные — раз, плюс гонорар дирижеру, оркестру и репетиции с ними это дорого, вот пример аналогичной разовой закупки: 

https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2770901054822000021&contractInfoId=75185701 — два, плюс актерский гонорар самой Апексимовой — три — с уверенностью можно предположить, что выйдет недёшево.

И, снова, безотносительно к идеологии, по поводу «успешности» директорства Апексимовой, вопрос к Депкульту: сколько сотен тысяч государственных денег вы готовы простить обладательнице «уникального бархатного тембра» на очередной ее каприз — самопиар, на мероприятие, полезное исключительно ей лично, а не Родине, которое и пройдет-то, судя по афише, всего пять раз? 

Актерские гонорары директора Таганки и её дочери — это отдельная большая тема. Несмотря на почти восемь лет плотной занятости в репертуаре Таганки, актриса Д.Николаева (Авратинская) до сих пор не является штатной единицей, имеет «разовый» контракт. Уникальный случай в истории Театра. На Таганке существует только еще два примера с таким длительным общим сроком работы на «разовых» и подобной их частотой, о них — ниже. Секрет в необходимости именно такого контракта прост: средняя актерская ставка на Таганке плюс-минус тридцать тысяч рублей в месяц. Накиньте еще премию с директорского плеча — сложно провести и узаконить сумму более 60-80 тысяч ежемесячно. Разовый же контракт предполагает практически неограниченную трату бюджетных денег. Стоимость одного спектакля вчерашней студентки Д.Николаевой (Авратинской) в театре у матери составляет 8047 рублей — это половина месячного прожиточного минимума в РФ, а стоимость одной её репетиции 1725 рублей. Итого за 2019 год, без учета премий артистка Николаева получила от матери в качестве зарплаты 1 миллион 385 тысяч рублей, то есть в среднем по 115 тысяч ежемесячно. Ссылка здесь:

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/notice223/documents.html?noticeInfoId=10538754

Для сравнения следует упомянуть о втором примере восьмилетних регулярных «разовых» на Таганке — это правая рука Апексимовой, ученик Ю.П.Любимова, предавший своего учителя и его Дело, заведующий апексимовской труппой, артист с 28 летним стажем работы на Таганке, ведущий мастер сцены С.Трифонов. Какова же разовая оплата за спектакль/репетицию у ведущего мастера сцены в сравнении со вчерашней студенткой? Те же самые 1724 рубля за одну репетицию, но всего лишь 5747 рублей за спектакль. И общая сумма за тот же год (без учета премий) всего миллион рублей, что на 385 тысяч меньше, чем у Николаевой (Авратинской). Ссылка здесь:

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/notice223/documents.html?noticeInfoId=10574045


 Логично предполагать, что ставка артиста должна отражать его квалификацию. Только не на Таганке. Здесь служба — службой, а родня — родней. Для полного сравнения умножьте среднемесячную зарплату среднего артиста Таганки (даже округлим до 30 тысяч) на 12. Это в год получается меньше, чем разница между зарплатами Авратинской и Трифонова.

А вот здесь:

https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2770901054819000006

можно ознакомиться и с актерскими ставками, определенными для себя самой директором театра на Таганке и это третий пример восьмилетних частых «разовых». Не смотря на прямо скажем скромную цифру за один спектакль в 17300 рублей и за одну репетицию в 3448 рубля, общая сумма годовой актерской зарплаты за 2019 (без учета премий) обладательницы «уникального бархатного тембра» в 1 миллион 937 тысяч рублей из приведенных на сайте документов ну никак не складывается. Это, простите, минимум 9 спектаклей в месяц, в то время, как в реале у актрисы Апексимовой их в среднем 3-5 в месяц. Что касается репетиций, указанных в приведенных документах в качестве подлежащих к оплате, то это, судя по всему, т.н. «предспектаклевые репетиции», которые для остальных артистов Таганки за репетиции вообще не учитываются и оплате не подлежат. Да и кто запретит директору театра отмечать в платежных ведомостях то количество спектаклей/репетиций себе, дочери, прочим приближенным, которое ей лично кажется уместным в данный месяц? Кто проконтролирует и возразит? 

Еще раз, для ясности — приведенные цифры — это только актерская составляющая доходов ассистента режиссера, директора и заведующего труппой театра, без учета доходов от их непосредственных должностей и без учета премий. Можно было б попытаться оправдать необходимость таких ежегодных расходов гостеатра на актерскую семью и преданного им слугу аншлагами или заоблачными доходами, вызванными конкретно и благодаря участию в постановках их троицы. Но, увы — ни аншлагов, ни доходов, ни зрительской любви, ни признания критиков — ничего, кроме полупустых залов и зрительского недоумения от увиденного. 

Еще новости об «успешном» апексимовском директорстве с Таганки за осень — зиму 2022 года. Уволены несколько артистов, среди которых двое заслуженных — А.Лырчиков и И.Рыжиков — были ведущими артистами Таганки Юрия Петровича. Уволены обманом и незаконно. На данный момент оба судятся с Апексимовой. 

Любимовских спектаклей в репертуаре Таганки осталось два — «Добрый человек из Сезуана» и «Мастер и Маргарита». Оба спектакля буквально изуродованы новыми разношерстными актерскими вводами, ответственного за сохранение любимовского наследия нет, не осталось никого, кто знает и может настоять на том «как было» и «как должно быть». Восстановительные репетиции данных спектаклей не проводятся, время на вводы в них даже на важнейшие роли выделяется по остаточному принципу. Директор и ее подпевалы Трифонов и Ко на каждом углу вслух мечтают о снятии с репертуара и окончательном уничтожении любимовского наследия. Во время спектаклей в гримерках происходят пьянки, завтруппы Трифонов уже много лет не выходит на сцену трезвым. Цены на билеты на любимовские спектакли сознательно взвинчены, вместо ежемесячных двух — трех раз оба спектакля ставятся один раз в месяц в некассовые дни типа вторника, рекламная деятельность в отношении любимовского наследия не ведется вовсе. Несмотря на все усилия дирекции, любимовские спектакли остаются аншлаговыми в противовес апексимовскому новоделу, где из двух десятков спектаклей стабильно аншлаговых всего два — три. 

Зачищен присоединенный к апексимовскому таганскому кластеру театр «Апарте» — полностью уничтожены все спектакли, списаны костюмы, декорации, нетворческие цеха уволены, актерский цех наполовину разогнан, на треть отправлен в массовку в спектакли основной сцены Таганки. В «Апарте» — пустующая сцена. Там не происходит ничего, кроме многолетнего апексимовского мошеннического проекта «Репетиции» и нового проекта от главного режиссера Муравицкого «Ликбез», еще более профанаторского, чем «Репетиции».

На бывшей губенковской Таганке сняты с репертуара половина спектаклей периода Губенко, оставшиеся спектакли идут редко. Более половины дней в месяц на большой  губенковской сцене не происходит ничего. Малая сцена губенковской Таганки превращена в подсобные помещения, в склад. Часть труппы уволена, большая часть отправлена в глубокий запас. В новых постановках или вводах в старые любимовские спектакли регулярно задействуются из всей губенковской команды человек десять на позициях эпизодников и массовки независимо от заслуг, опыта и званий.  То есть из всей суммарной огромной труппы трех театров — около 150 человек — активно занято в текущем репертуаре человек 25-30. И список этих занятых возглавляют, конечно же мать и дочь Апексимовы. Из пяти сцен в трех театрах, находящихся под управлением Апексимовой, в полную силу не работает ни одна: любимовская Главная загружена на 2/3, любимовская Малая сцена — на 1/10, губенковская Большая — на 1/2, губенковская Малая — уничтожена, сцена «Апарте» — уничтожена.  

В качестве «новогодних елок», само наличие которых на апексимовской Таганке идет вразрез с существующей общенациональной отрицательной позицией на счет проведения новогодних празднеств в период СВО, помимо читки «Снежной королевы» в сопровождении оркестра с директором в главной роли, под новый год ожидается еще и персональная «ёлка» для дочери директора — концерт кустарной непрофессиональной группы «Кама», где Д.Николаева (Авратинская) является лидер-вокалисткой. Интересно, ее репетиции и концерты с этой группой  так же оплачиваются театром из госбюджета и по тем же ее актерским расценкам, что и остальная ее занятость на Таганке?  

Возобновились незаконные нецелевые балетные тренинги, на которых «незанятых» по прихоти директора «в репертуаре» театра артистов  Драмы, с 10:30 утра заставляют бессмысленно и бесцельно махать ногами у балетного станка. Не имеют значения ни различие артистических специальностей, ни возраст, ни состояние здоровья, ни выслуга лет, ни звания — балетный станок используется директором Апексимовой как стимул для подталкивания лично неугодных ей артистов к увольнению.  Для этой же цели некоторым артистам индивидуально разработана система нецелевых вызовов в театр «отсиживать часы» в пустых гримерках.

Осенью между работниками охраны театра произошла жестокая драка. Один попал в больницу, двое — под следствие. Начальник охраны сбежал. Вся охрана на данный момент полностью заменена.

Идет восьмой год «успешного» апексимовского управления некогда легендарной Таганкой. Доколе?