Антикритика

(госпожа Z. из культурной столицы) 

«Честное пионерское, отправляясь на премьеру «Гамлета» в МДТ, я понятия не имела, что Ксюша Раппопорт играет Гертруду в красных лаковых туфельках. Додин даже вспомнил по этому поводу, что Нэнси Рейган ненавидела Раису Горбачеву за то, что та всегда появлялась на общих встречах в платьях того же цвета, что и первая леди США — и это означало, что разведка наша неплохо работает. Так вот в данном случае — это чистое совпадение, но символическое» (из аккаунта Z. в  FB).

Сказано же: «Указую! Дать  им фейсбук, дабы дурь каждого видна была».

Вот она стоит, в красных своих туфельках, точь – в — точь как у Гертруды, в обнимку с режиссёром и сообщает нам о своей референтной группе: Ксюша Раппопорт, Нэнси Р. и Раиса Максимовна. Первая леди петербургской критики, La femme fatale.

Весь театральный Петербург знает г-жу Z. Видели. Слышали. Читали.

Z. в критической колоде – несомненно,  Дама червей : её винно-красное платье тревожно  багровеет на всех премьерах, фестивалях, банкетах, и прочих  ПРОРЫВАХ культурной жизни культурной столицы. И не только культурной. Недавно в Москве, на капустнике «Гвоздь сезона», сам Константин Богомолов обессмертил, считай,  её образ: пылающее алое платье, взбалмошный ирокез непокорных волос — говорят, один к одному, неважно, что метил в другого реципиента. Видимо, воспалённое подсознание, озабоченное задачей показать театрального критика, вытолкнуло именно  этот образ…

Демоническая женщина. Упреждая и предугадывая возможную реакцию, сразу признаюсь, как на духу —  я ей завидую. Давно и смертельно. И текст мой продиктован чёрной нечеловеческой  завистью — и ничем иным. Она мой кумир. Точка.

Я не знаю, кем она себя ощущает. Судя по её текстам- вершителем театральных судеб, боевой подругой народных артистов и руководителей театров федерального (исключительно) значения, воспитательницей юных талантов, прорывающихся под её присмотром на театральный Олимп…

Мне же она видится  Орлеанской девой театральной критики — Z. вечно мчится в бой, за всё хорошее и против всего плохого на театральном поле брани и побед. Я не знаю, что ею движет — вполне возможно, что и впрямь неведомые голоса.

«Юная Жаннетта скорбела по поводу положения, в котором оказалось королевство, и ею овладело желание спасти его. В тринадцать лет она услышала голоса, велевшие ей взять в руки оружие.

Успех сопутствовал ей: она разбила англичан и на белом коне въехала в осаждённый город.  «Веди нас в бой, Жанна!» – требовал народ»…

Z. который  год  ведет «свой народ» в бой — «в неглиже с отвагой» , на красных лаковых туфельках ( как у Ксюши –Гертруды!) взамен белого коня. «Чистое совпадение, но символическое».

Наша разведка, в отличие от советской,  никак не работает, да и ни к чему ей работать: в закромах фейсбука богато представлен фоторяд Z. — с разными театральными знаменитостями. Либо в обнимку, либо повиснувшей мертвой хваткой у них на плече. Нет, не селфи, королевы не носят селфи, по чистой случайности в садах её обитания снуют театральные фотографы. (Спасибо, дружок, ты всегда рядом, где-то в кустах).

 Её окружение представлено  либо «колоссальными людьми», «большими друзьями во всех смыслах этого слова«( ?!…боюсь спросить о ВСЕХ смыслах…), либо Учителями с большой буквы,  Гуру отечественного, а то и мирового  театра. В общем, в её фейсбучных полях  водятся исключительно лучшие люди эпохи. Отобранные. Высочайшего калибра. Людям поплоше тут  не место. И правильно! Красной  королеве — лучшие кавалеры театральной страны: Додин, Серебренников, Богомолов, Могучий в кепке …иногда примкнувший к ним Фокин с эротической щетиной.  Дух захватывает! Все как бы выстроены вокруг Z.мощным каре: «Веди нас в бой, Жанна!»

Порой в аккаунт попадают тоже легендарные, но случайные на этом празднике жизни люди. Скажем, Анатолий Васильев приезжал выступить в Александринке — ему не повезло, обошлось без объятий: где то скромной молью пролетает в общем кадре Анатолий Александрович.  Кто  не в обнимку с Z.- тот не король и не на его улице праздник.

Отличный,  просто превосходный фоторяд. Но мы всё- таки критику будем завидовать из-за его текстов.

Исключительно — тексты. Все добыты из открытого источника. Фейсбук — публичное пространство,  никаких секретов! 

Многие тексты Z. написаны «не приходя в сознание», в чём она сама кокетливо признается. Некогда сосредоточиться, знаете ли. Ведь то и дело надо спасать театральное королевство. Силы зла не дремлют. За рулем в машине, за штурвалом самолета, на манжетах в партере или на салфетке во время банкета.

Воспитанная,  по собственному признанию, «по железным законам дворянской чести«, она  борется за нашу глупую жизнь, чтобы в ней процветало всё прогрессивное, и если не дворянское (не все дворяне! и не все на беду так железно воспитаны!)- то, по крайней мере, эстетически прекрасное.

«И вдруг какая-нибудь несусветная пошлятина вылезет, пафосная, банальная и слащаваяВсё — таки человеческое убожество сильно удручает«- жалуется Z.  Цукербергу. Это известно- деликатные девушки ужасно любят нежные слова и не переносят пошлости.

Не плачь, тебе не к лицу, грубую  картину мира всегда можно стереть, нажав на delete.

Как славно выстроено её королевство: из всей разнообразной и цветущей картины театра двух столиц выбраны самые лучшие, жалких и убогих здесь не держат. Их отсюда — калёной метлой.

Два московских великих и ужасных К. — Серебренников и Богомолов, из местных — Додин и Могучий в кепке (и примкнувший к ним Фокин).

Седовласый Лев  Абрамович Додин представлен Z. Дедом Морозом (они стоят у ёлки, и суетливый фотограф мимо пробегает — для истории), а также  «Учителем по жизни». Что  тут скажешь: не всем так повезло с Дедами Морозами или с Учителями с большой буквы.  Как и с работодателями — у Андрея Могучего Z.состоит на службе  в БДТ. И не одна,  а  как сказали бы в ФБК парни Навального, «с  сынулькой». Я знаю, что сын за отца не отвечает, да, но вот силою судьбы Денис Зарецкий тоже служит при Могучем в БДТ.  «Правильные у ребёнка авторитеты!»- не нарадуется счастливая Z.  — сынулька так же богато представлен  в FB в обнимку со знаменитостями. Это такое как бы театральное братство кольца.

Но — к текстам! К текстам!

«Колоссальные большие» друзья Z. представлены  в её трудах так:

«Чрезвычайно значительный театральный деятель …гуру актерского мастерства… мой большой во всех смыслах друг …выдающийся юбиляр и гости соответствующие…»

«большой знаток человеческой души, титулуемый в мире как гуру психологического театра», у которого » даже монтировщики работают эстетически безупречно!»  У людишек поплоше и артисты эстетически сиры и убоги, а у Гуру — даже монтировщики прекрасны, вот ведь как бывает.

«Дорогой моему сердцу и колоссальный молодец Кирилл Серебренников, чей аккаунт в FB превосходит тираж СМИ…создавший  из театра Гоголя одно из самых модных культурных пространств России»…

«Почему наша власть не защищает художника? Она его боится?» — встревожена Z. в  разговоре с Серебренниковым. Колоссальный молодец Кирилл Семенович, постановщик произведений В. Ю. Суркова, скромно признается ей в доверительном интервью, что денег ему от власти не надо, на дворе, дескать, не 37 год, «не убивают и на том спасибо«, а билеты на его «Мюллер -машину» стоят 10 тысяч, у перекупщиков — 22 тысячи,  так что всё в порядке, беспокоиться не о чем  — вот и Ассоциация театральных критиков поместила его в десятку лучших в номинации «Человек года».

Еще Z. непрестанно думает о будущем и подрабатывает  пионервожатой: выращивает молодняк в специальном загоне премии «Прорыв». Кто-то же должен  тучи развести руками и украсить унылую и убогую картину петербургского театра?

Она раздает молодняку похвалы: дескать, «очень порадовал кругозор, глубина осмысления проблем и внятность формулировок молодых режиссёров«- будто запись в школьном дневнике: садись, пятерка! «Целуем, королева, твой бархатный подол!…»

Когда необходимо — а иногда это решительно необходимо!-  в звонком пионерском голосе её звучат и стальные комиссарские ноты:

«Мы сказали свое слово оглушительно. Нас вынесло на новую орбиту. Это непобедимая энергия сокрушительной силы для защитников традиционных ценностей, которыми козыряют бездари. Это энергия безграничной пьянящей свободы!» В общем, Morgen gehort mir! Завтра принадлежат мне! Вообще-то в Театральной академии критиков так писать  вряд ли научат. Думаю — дело всё- таки в железном дворянском воспитании. Ну, и «голоса», не без них…

Защитникам  традиционных театральных ценностей, этим козыряющим бездарям, следовало бы уносить ноги. Старикам здесь не место. Не забалуешь с пьянящей свободой на баррикадах.

Заглянем в её интервью с певцами  пьянящей свободы.

Марат Гацалов: «Сегодня лайк — это поступок». Я считаю- отлито в граните. Правда, сам он покуда не одарил ни одним внятным вменяемым спектаклем Новую сцену Александринки — но зато объяснил, что есть театр. А театр есть  «пространство междисциплинарного диалога». Возможно,  даже межгалактического? Где выносят на новую орбиту?  И на борт туда возьмут только таких как Z.?…сказано же — завидую!

Вот интервью с Д. Волкостреловым. О театре как точке бифуркации. Туда, в эту точку, поди, простым людям и вовсе не попасть. Даже пытаться не стоит проникнуть в серебряные двери этого космического Ничто…

Андрий Жолдак, гуру и шаман мирового авангарда, доверил Z. сокровенное — они ведут беседу  о вербовке актёров как режиссерских агентов и о том, что сам он, режиссёр, также завербован кем — то «более значительным свыше«. Замолкаю. Я не член этой масонской ложи. Мне и не светит. Притом, что некоторые спектакли Жолдака мне кажутся любопытными.

Свои  диалоги с творцами Z.называет  «Поучительные разговоры и нежные встречи». Не каждому, нет, не каждому, дано проживать жизнь в искусстве так нежно и поучительно.

А вот, собственно, выдержки из рецензий. Они говорящие и  не нуждаются в комментариях.  Обзавидуйся до смерти — сам никогда  не напишешь ничего подобного.

«На сцене нет ни единого неотрефлексированного образа, жеста или детали- вплоть до красных трусиков Гертруды, гармонирующих с её же красными туфельками»

» Гертруда в животном неистовстве защищает обретенную ею, наконец, удовлетворенность, и половую и властную»

«В этот единственный вечер в году на сцене, как в сексе, становится возможно всё»

Не каждому дано так писать и актёрские портреты.

Вот Лиза Боярская «позволила себе сокрушительную женственность«.

А вот «Красота возвращается ко вдовушке  Варваре уже после близости с Мишкой Пряслиным…» (та це ж фрэйдизм некий!- скажет простодушный читатель, но не простодушным рассуждать о Зигмунде!)

«Стоит Варваре заговорить о любви — и целая гамма чувств стремительно проносится по её лицу… поцелуй действует как взрыв, запускающий необратимый процесс…»

«На Машином лице отражается напряжённая работа мозга…актриса передаёт залу духовный код…» Убейся — лучше не скажешь.

Гамму чувств ещё описать можно, но духовный код и напряжённую работу мозга на несчастном актёрском лице, ни в чём не провинившемся, заметим, — нет, такие материи дано выразить только Z. Остальным — даже не стоит и начинать.

Искусство заголовка ей удается ещё больше  актёрских портретов.»В жертву остальным цветам голубого не отдам» — ну разумеется, Бараташвили высказался в своём давнем  стихотворении на тему ЛГБТ, маски сброшены. Ну  и «лайк как режиссёрский поступок»- это, конечно — прямиком в историю театра.

Один словарь – для приятелей, другой – для неприятелей. Ни нежности, ни поучительности во встречах  с ними или с их искусством. Но кто- то же должен взять на себя чёрную работу! И указать недостойным творцам их место.

К текстам!

«Бездарное существо, практически утратившее человеческий облик…Люди, утратившие стыд, честь, достоинство и талант»

«Лживые и пошлые уроды, гнусные люди с гнусными целями»

«Унылая и убогая картина современного петербургского театра, каким он увиден Золотым софитом»

Отчего же убогая? — если кто захочет спросить…Если в этот год выиграла «Женитьба» («Город. Женитьба. Гоголь») Бутусова? Спектакль,  прекрасный во всех отношениях?  Нет, лучше не соваться со своим свиным рылом и ретроградским вкусом в калашный ряд.

О народной артистке России: «прогнило у девушки всё в том механизме,  которым в искусстве работают»

Может, про подобных, утративших человеческий облик и все механизмы, которыми в искусстве работают, стоило бы печатать сразу в криминальной хронике? Чтоб не по соседству с великими и колоссальными гуру они болтались?

Ну, и из последнего. Ударное.

  «Учитывая дебаты последнего времени о том, можно ли допускать в академические театры эксперимент, или в них стоит ходить только проторенным каноническими тропами, предлагаю считать эту двойную «Маску» петербургским «Пьяным» по пьесе Ивана Вырыпаева, включающей в себя бранно-нормативную лексику, окончательным лишением девственности всех российских академических театров вообще«…

PS.

На самом деле, если бы Z. не надо было «спасать Францию», и она не несла на своих плечах груз театрального королевства, у неё получился бы прелестный девичий дневник. Уездной барышни альбом. Ну вот, к примеру, редкие жемчужины из её FB:

«Любимый был шарф, потеряла в Лувре»- как мило!

Или «один прекрасный принц подарил мне красный янтарь» — маска, я тебя знаю?

Но у неё другая жизнь и судьба.

Живите  в театре и умрите в нём — завещал ей Белинский.

Юные пионеры и голые пионерки всегда готовы.